В преддверии Конкурса публикуем статью Генерального продюсера конкурса Евгения Валентиновича Афраймовича, в которой он отвечает на часто встречающийся вопрос, как относиться к тому, что дети поют песни, написанные для взрослых.

 

В последнее десятилетие мы наблюдаем всплеск интереса к музыкально одаренным детям со стороны отечественного шоу-бизнеса, значительно увеличилось количество вокально-эстрадных конкурсов по всей стране. Телевизионные музыкальные конкурсы и шоу с участием детей пользуются большой популярностью как у зрителей, так и у родителей детей, занимающихся эстрадным искусством. Шоу «Голос.Дети» одно из самых популярных в стране, и оно не единственное.

Я много лет работаю в жюри различных Всероссийских и региональных вокально-эстрадных конкурсов и составил список часто задаваемых вопросов. Один из самых сложных – вопрос репертуара. Этот вопрос становится предметом раздора и в педагогической, и в родительской среде. Если пролистать ленты социальных сетей и форумов, можно найти дискуссии на эту тему среди людей, не имеющих прямого отношения к воспитанию детей и детскому творчеству. Становится понятно, что вопрос волнует не только педагогов и родителей, но и общество в целом.

В чем видится проблема?
Достаточно большое количество взрослых очень негативно относится к тому, что дети поют песни, написанные для взрослых, предполагая, что дети не понимают, о чем поют, и взрослые темы не для них. При этом мы видим, что дети иногда делают это объективно не хуже взрослых. Более того, бывает, что мы слышим уже не ученический вокал, а настоящее искусство. Как же быть?

Если смотреть на проблему поверхностно, то кажется, что да, всё правильно, незачем им. Пусть подрастут, потом поют про любовь и смерть. Консервативно настроенный читатель даже не подвергнет это утверждение сомнению. Если же разложить всё по полочкам, то становится понятно, что вопрос не имеет единственно верного ответа. В нем присутствуют педагогический, этический и эстетический аспекты. Мнение, которое мы имеем по данному вопросу, напрямую зависит от наших предпочтений по всем трем.
Соответственно, и я в данном случае могу лишь поделиться своим мнением музыканта и педагога, но не настаиваю на том, что мое мнение единственно верное.

Попробуем разобраться.

Что нужно учитывать и о чем не стоит забывать?
Вокальное произведение, в частности, песня, имеет текстовое и музыкальное содержание. В популярной музыке далеко не всегда принято стремиться к неразрывности и полному соответствию этого содержания. У произведений в жанрах популярной музыки всегда существует дополнительная прикладная задача, а может быть сразу несколько. Например, может присутствовать задача танцевальность, введение в состояние транса, сопереживание герою и тд. И эта задача многое определяет. Поэтому музыкальное и текстовое содержание в популярной музыке не всегда совпадают. Танцевальная заводная песня может быть с грустным текстом.

Когда ребенок поёт популярную песню, текст которой ему по возрасту еще не доступен, он неосознанно разделяет текст и музыку. Дети дошкольного возраста с удовольствием подпевают телевизору или радио, еще даже не умея выговорить некоторые слова, а иногда и не понимая языка вообще. Если ребенок по возрасту в состоянии реагировать на музыкальное содержание, он вкладывает в него какие-то свои чувства, то есть, поет не о том, что в тексте, а о том, что лично он слышит и чувствует в музыке. Почему это возможно? Понимание музыки – процесс, зависящий от огромного количества факторов. В одном и том же возрасте два ребенка могут находиться на абсолютно разных уровнях понимания музыки. Один, имеющий к десяти годам большой слушательский опыт и обучающийся музыке с четырех лет, в состоянии пропустить через себя и понять сложное произведение, другой, его ровесник, способен реагировать лишь на простейшие музыкальные построения. Не прямая зависимость уровня понимания музыкального содержания от возраста и приводит к тому, что дети способны создавать настоящее искусство, исполняя произведения, написанные для взрослых. Они просто поют о своем, а не о том, о чем в той же песне поет взрослый.

Следующее, о чем не нужно забывать. Работа с ребенком над песней является частью учебно-воспитательного процесса. Если речь идет о дополнительном образовании, то и о приобретении профессиональных навыков. Есть разные методики, но чаще всего материал выбирается таким образом, чтобы постепенно усложнять задачу. И если ребенок при индивидуальном обучении хорошо справляется и опережает программу, абсолютно нормально, что педагог на определенном этапе выберет не учебный детский, а сложный взрослый материал. Обучение эстрадному вокалу не имеет каких-то жестких программных рамок. Здесь всегда индивидуальный подход.

Говоря о песнях для детей, мы часто утрируем, вкладывая в понятие детской песни лишь простоту и порою даже примитивизм. Дети способны воспринимать и воспроизводить достаточно сложные по музыкальному содержанию песни. Мы всегда хотим слышать в исполнении ребенка чистую, светлую, позитивную по музыке и тексту песню. Если присутствуют лирика и переживание, то желательно тоже светлые, а не трагические. Но в разном возрасте дети способны переживать по-разному. Совершенно нормально, когда двенадцатилетний ребенок уже в состоянии прочувствовать трагизм, заложенный композитором в музыку.

Что мы категорически не готовы слышать в детском исполнении?

Любая педагогическая концепция категорически не примет в детской песне присутствия цинизма, интонационной пошлости, вульгарности, атрибутов той музыки, которую мы презрительно называем «попсой». Грань между качественной поп-музыкой и попсой тонка, но педагог, занимающийся с детьми музыкой, должен уметь ее определить.
Откуда и зачем в популярной музыке вообще могут присутствовать цинизм, вульгарность и пошлость? Одна из ее прикладных задач – вызвать эмоциональный отклик у определенной аудитории. Аудитории бывают разные. В частности, в обществе существует очень многочисленная аудитория, для которой вульгарные, циничные и пошлые интонации в песне соответствуют их уровню внутренней культуры, органично присутствуют в общении в социуме. Образы героев (героинь), создаваемые этими произведениями, близки им и понятны. Это всё имеет непосредственное отношение и к формированию их музыкального вкуса. Как же это может проникнуть в детское творчество? Ответ прост. Некоторые из них имеют музыкальное образование и работают с детьми в качестве педагогов в детских садах, школах, центрах досуга, домах культуры, и это отражается на выборе репертуара для детей. Если они родители, на формировании музыкального вкуса ребенка и выборе песен, которые он поет, это тоже отражается. Избежать проникновения «попсы» в детское творчество пока невозможно. Можно лишь понемногу повышать общий уровень культуры взрослых, от которых это зависит, чтобы иметь результаты в будущем.

Что делать с текстом?

Этот вопрос сложнее. Когда ребенок поет взрослую песню на иностранном языке, то чаще всего он довольно приблизительно представляет, о чем текст. Он имеет дело со звуковыми сочетаниями, даже если знает перевод. Это устраивает и его, и слушателя. Почему? Потому что зависимость от текста пропадает и остается только музыка. Это легче, ее можно трактовать так, как захочешь. Да и мало кто способен оценить песенный текст на чужом языке. Слушая песню на иностранном языке, мы редко вслушиваемся в текст, даже если хорошо владеем языком. Мы слушаем музыку. Иногда возникает чувство дискомфорта при плохом произношении, но и только. Нас в общем-то не шокирует, когда восьмилетний ребенок поет о неразделенной любви на английском, но сильно удивляет, если он делает это на русском.

Если песня на нашем родном языке, у нас внутри просыпается цензор, который определяет, где 6+, где 12+, где 18+. Никто не в состоянии точно провести границы, но подразумевается, что они есть. К сожалению, они у всех тоже разные. Может тринадцатилетняя девушка спеть искренне о несчастной любви? Об обмане? Вы знаете, как она живет, что у нее в душе? Я – нет. Почему я не должен ей верить, когда она поет, что любила и потеряла любовь? С точки зрения традиционной морали она как бы еще не должна была, но как узнаешь? А поет так, что веришь. И что делать? Говорить, ты еще маленькая, пой про цветочки? А ей неинтересно про цветочки, ей про любовь интересно. И поэтому она про цветочки будет петь плохо, а про любовь хорошо. А мы ведь хотим, чтобы хорошо.

Не только тема любви и разочарования смущает, когда поет ребенок. Часто приходится слышать, как дети поют о трагедиях, гибели, страданиях. Совсем не детские тексты и музыка. Здесь тоже нет однозначного ответа, надо ли это ребенку вообще. Воспитание через сопереживание очень важно. В моей практике были случаи, когда педагог умел так объяснить содержание ребенку, что он чувствовал, несмотря на юный возраст. На вопрос, нравится ли ему такая сложная трагическая песня, он отвечал, да, и уверенно рассказывал, что конкретно он в ней понимает. А бывали случаи, когда авторитарный педагог руководствовался лишь своими предпочтениями, не интересуясь, насколько это интересно петь ребенку. И результат был соответствующий.

Я пришел к выводу, что выбор вокального материала для ребенка делается всегда индивидуально. Попытка ограничивать, обозначив какие-то возрастные рамки, не учитывая его желания и возможности, либо затормозит его творческое развитие, либо снизит его интерес к обучению. А слишком сложный материал может быть для него непонятен, и результат будет тот же. От ребенка здесь не так много зависит, больше от педагога, который с ним занимается. У музыкантов и педагогов, регулярно работающих в жюри детских конкурсов, есть шутка: Начиная беседу с педагогами за круглым столом после конкурса, председатель жюри говорит: «К детям у нас претензий нет. А вот к вам много».

Если подытожить этот разговор о песне и возрасте, вот выводы, к которым я пришёл:
Нет ничего плохого, если ребенок исполняет песню, написанную для взрослого, в том случае, когда он способен понять и передать ее музыкальное содержание. Желательно, чтобы текст был ему доступен и понятен. Если нет, он должен уметь объяснить, о чем тогда он поет. Если у него есть свое понимание, отлично. При этом песня ни в тексте, ни в музыке не должна содержать цинизма, пошлости, вульгарности, ничего другого, что может негативно отразиться на формировании музыкального вкуса, внешней и внутренней культуры ребенка. Педагог, выбирающий песню для ребенка, должен быть абсолютно уверен, что работа над этим материалом важна как часть учебно-воспитательного процесса, что во время исполнения ребенок будет решать технические и творческие задачи, соответствующие его возможностям, оказывающие положительное влияние на формирование его музыкального вкуса. И конечно же, песня, которую исполняет ребенок, должна вызывать у него самого сильный эмоциональный отклик. Иначе зачем вообще исполнять музыку.